Замена на площадке. Как проходит процесс импортозамещения в строительстве
Пандемия коронавируса и украинский конфликт вынудили российских девелоперов срочно искать замену импортным стройматериалам и комплектующим. Особенно это коснулось инженерных систем и высокотехнологичного оборудования. О том, что уже заместили, а от чего так и не удалось отказаться, «Новый проспект» спросил участников строительного рынка.
Максим Долгов, основатель архитектурной мастерской DA:
— Строительная отрасль — один из лидеров в достижении технологического суверенитета. Основные стройматериалы замещены на 96%.
Производство внутри страны имеет ряд плюсов, прежде всего финансовых. Это отсутствие таможенных пошлин, всё еще невысокая стоимость рабочей силы и дешевые относительно европейских стран ресурсы. Другое преимущество — скорость поставки. Как правило, отечественные производители могут привезти стройматериалы быстрее, чем иностранные. Но есть и минусы: прежде всего это ограниченный рынок сбыта, который не позволяет полноценно конкурировать с международными компаниями в объемах и технологиях.
Изначально акцент делался на замещение стройматериалов экономкласса либо элитного сегмента, а бизнес-класс практически отсутствовал. Сегодня эта ниша заполняется.
Всё еще остаются проблемы с химическими компонентами, используемыми в производстве строительных составов, смесей и покрытий. Также есть сложности с инженерным и технологическим оборудованием: лифтами, светильниками, системами управления и контроля.
— Строительная отрасль — один из лидеров в достижении технологического суверенитета. Основные стройматериалы замещены на 96%.
Производство внутри страны имеет ряд плюсов, прежде всего финансовых. Это отсутствие таможенных пошлин, всё еще невысокая стоимость рабочей силы и дешевые относительно европейских стран ресурсы. Другое преимущество — скорость поставки. Как правило, отечественные производители могут привезти стройматериалы быстрее, чем иностранные. Но есть и минусы: прежде всего это ограниченный рынок сбыта, который не позволяет полноценно конкурировать с международными компаниями в объемах и технологиях.
Изначально акцент делался на замещение стройматериалов экономкласса либо элитного сегмента, а бизнес-класс практически отсутствовал. Сегодня эта ниша заполняется.
Всё еще остаются проблемы с химическими компонентами, используемыми в производстве строительных составов, смесей и покрытий. Также есть сложности с инженерным и технологическим оборудованием: лифтами, светильниками, системами управления и контроля.