Пресса

Инфраструктурный объект, из которого можно вырастить целый городской кластер

Инфраструктурный объект, из которого можно вырастить целый городской кластер

Сегодня яхт-марины — это уже не только Сочи, но и Казань и Тольятти, Санкт-Петербург и Кронштадт, Екатеринбург и Владивосток. Строительство марин набирает силу, и, как утверждают эксперты, в идеале речь каждый раз должна идти не о создании нового объекта инфраструктуры, а о новом витке развития прибрежных территорий

В последнее время строительство яхтенных марин набрало такие обороты, что остается только диву даваться: чего это вдруг спортивно-туристическое направление, всегда считавшееся элитарным и сугубо нишевым, начало восприниматься как едва ли не массовое? По мнению руководителя проектов консалтингового бюро Atlas Дарьи Коваленко, это связано прежде всего с интенсивным развитием внутреннего туризма.

«Сейчас основная работа по улучшению инфраструктуры для туризма и отдыха направлена на максимальное раскрытие природных богатств страны, и огромным потенциалом обладают именно водные ресурсы. Причем если ранее основное внимание уделялось развитию морских марин, то сейчас раскрывается потенциал внутренних акваторий. Россия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей — 102 тысячи километров, что в три раза больше морской береговой линии нашей страны, и вдоль речных берегов расположены более 300 городов. Пока в регионах отсутствуют разработанные сети туристических речных маршрутов, включающих посещение прилегающих малых городов, с этим нужно работать. Причем все водные ресурсы можно «упаковывать» в единую инфраструктуру», — говорит эксперт.

«В первую очередь марины — это инфраструктурный объект, который позволяет обеспечить безопасность нахождения людей на воде, технический сервис для судовладельцев и устойчивость береговой линии в случае стихии. Яхтенный туризм основан на использовании парусных судов для развлечения, проживания, питания и других услуг. Это направление раньше было эксклюзивной формой потребления, но в последние годы постепенно стало частью общего сектора водного туризма. Например, в Турции доход от яхтенного туризма составляет 1/4 дохода туристической отрасли в целом, а в Греции яхтенный туризм составляет около 4,5% ее ВВП, тогда как общий туризм обеспечивает 18%», — делится данными собеседница портала.

В числе наиболее интересных уже действующих или только проектирующихся российских марин эксперты сначала все-таки называют проекты, расположенные на юге, — например, «Золотой символ» в Балаклаве с программой для жителей и туристов или «Сочи гранд марину» с развитой инфраструктурой как для горожан (кафе, рестораны, магазины, отели, набережная), так и для яхтсменов (здесь проводят регаты и другие мероприятия).

Отдельной строкой все выделяют перспективы Сочи, где в рамках федеральной концепции развития яхтенной инфраструктуры в Азово-Черноморском регионе собираются построить 12 новых марин суммарной стоимостью в районе триллиона рублей, а всего в регионе планируется создать около 30 марин. Первыми в качестве пилотных проектов должны появиться четыре: «Южный риф» в Адлере, «Лазаревская» в поселке Лазаревское, «Каньон Прохладный» в поселке Головинка и «Водопадная» в поселке Совет-Квадже.

Однако, по рассказам посвященных, есть на карте страны и другие, не южные точки «маринопритяжения» — это и Волга, и Байкал, и Дальний Восток. Исетский пруд в Екатеринбурге, где расположен яхт-клуб «Коматек», яхт-клуб «Семь футов» во Владивостоке, яхтенный порт «Дружба» в Тольятти, реализующийся в Ленинградской области проект «Гостевые причалы», проект «Кронфорт. Гавань» в Кронштадте — все не перечесть.

Какие инфраструктурные объекты являются обязательными для успешной марины и какие особенности надо учесть при их создании? Делает ли более привлекательными жилые и коммерческие объекты их близкое соседство с мариной и можно ли говорить, что марины как бы притягивают другой девелопмент и становятся таким образом драйверами развития территорий? Отвечая на вопросы BFM.ru, эксперты дали ряд практических советов, на основе которых можно при желании составить полномасштабную дорожную карту создания марины и ее окружения.

Максим Долгов, основатель архитектурной мастерской DA:

«Прежде всего для успешного функционирования марины необходимо качественное развитие инфраструктурных объектов: стоянки, заправочные станции, ремонтные базы. Если предполагается использование яхт для въездного и выездного туризма — субъекты контроля: таможенная и пограничная службы. Далее идут объекты для отдыха и развлечения: магазины, рестораны, отели. Туристу важно дать возможность прогуляться по бульвару, зайти в магазины на променаде, посидеть на террасе ресторана на уютной площади — то, что ценят в средиземноморских городах. При работе с формообразованием необходимо учитывать одну особенность: большинство пользователей яхт прилетают на отдых, поэтому образ марин раскрывается с «высоты птичьего полета». Но в этом вопросе главное — не увлекаться, чтобы сложные формы не подменили собой функционал. Как свидетельствует международный опыт, яхтинг может быть неплохим фактором экономического развития. По данным «Альянс марин девелопмент», в Италии действуют 111 марин почти на 40 тысяч мест, в Греции — 241 на 670 тысяч яхт, в Испании — 329 марин на 112 тысяч мест. В Турции яхтинг в 2023 году принес в экономику более 10 млрд евро. Хотя марины не генерируют большой поток пользователей, они привлекают в локацию состоятельных людей, которым по карману яхтинг. Это притягательный элемент туристического развлекательного комплекса: марины поднимают статус территории, становятся центрами притяжения и развития прибрежных районов. Комплексное развитие территорий крайне важно. Чтобы марины привлекали яхтсменов, необходима хорошая туристическая инфраструктура с привлекательными локациями для прогулок, экскурсий и шопинга, с ресторанами и клубами, так же как на Средиземноморском побережье».

Елена Кабешева, коммерческий директор девелопера курортной недвижимости Five:

«С точки зрения яхтсменов и тех, кто поехал прокатиться на паруснике, не хватает полноценных зон отдыха — ресторанов, кафе, лаунж-зон. Если спортсмен уходит в плавание на несколько дней, по возвращении из путешествия ему необходимо где-то жить — важны гостиничные услуги и сервисы, расположенные в шаговой доступности от марины. С точки зрения архитектуры в маринах свои классические каноны, от которых зависит ее расположение. Марина сама по себе генерирует трафик. К примеру, на территорию Имеретинского порта в «Сириусе» люди приходят как на своего рода достопримечательность, чтобы посмотреть на красивые суда. Что касается жилья, любая близость к воде, особенно с романтическими видами на море и красивые парусники, всегда оказывает положительное влияние на спрос, поэтому порт, если он не промышленный, всегда будет драйвером цены, а марина — драйвером развития территории. И самой удачной комбинацией, на мой взгляд, будет наличие на территории (помимо развитой инфраструктуры) жилой недвижимости, отелей и сервисных апартаментов».