Пресса

Объекты культурного наследия как драйвер развития внутреннего туризма

Объекты культурного наследия как драйвер развития внутреннего туризма

Как можно использовать объекты культурного наследия (ОКН) — памятники истории и культуры — для развития туризма в больших и малых городах, рассказывает Максим Долгов, основатель Архитектурной мастерской DA.

Внутренний туризм в России продолжает бить все рекорды, показывая замечательный рост. По данным Росстата, внутренний турпоток составил более 56 млн человек и превысил допандемийный уровень. К 2035 году туристический поток по РФ прогнозируется до 144 млн человек в год.

При этом чаще всего россияне путешествуют в соседние регионы, поэтому важным показателем качества внутреннего туризма становится количество возвратов. Это процент лояльных туристов, посетивших регион снова. По данным Министерства туризма, в 2023 году активно развивались Иркутская область (41 % лояльных туристов, прирост турпотока +31%), Алтайский край (36% и +29%) и Краснодарский край (31% и +11%).

С ростом турпотока туристическая индустрия становится все более ощутимым источником пополнения муниципальных бюджетов. Сегодня мы видим, что внутренний туризм стимулируют как частные, так и муниципальные и федеральные инвестиции. Создание своего образа или повышение привлекательности населенного пункта — такие задачи стоят сегодня перед администрациями больших и малых городов и активными гражданами. Для их реализации требуется реконструкция объектов культурного наследия и их приспособление под современные цели.

Внутренний туризм – это прежде всего, не только пляжный отдых, но и эко-, спорт-, гастро- также культурно-познавательный туризм. На эти направления приходится порядка 60% всего турпотока внутри страны. При этом регионы имеют свою определенную туристическую специфику, и конкурентное преимущество. Сформированные туристические кластеры есть в городах Золотого кольца - исторический, на Кавказе – бальнеотерапия (лечение минеральными водами, а также лечебными грязями), на Юге – пляжный отдых. Именно поэтому города, расположенные менее удачно географически, вне этих кластеров и, не имеющие рядом природных достопримечательностей, в качестве инструмента привлечения туристов должны обратить внимание на ОКН.

Приспособление памятников архитектуры под современные нужды - один из популярных способов их сохранения и стимулирования развития городской среды. Адаптированные к современным потребностям населения и восстановленные, ОКН становятся центрами общественного притяжения, привлекают туристов, делают локацию уникальной и становятся генератором различных активностей. Населенный пункт приобретает собственную идентичность и узнаваемость. Формируется богатая историей городская среда, что укрепляет взаимосвязь жителей с городом. Кроме того, растет коммерческая стоимость недвижимости.

Последние факторы крайне важны для развития страны: сохранения регионального населения и увеличения налогооблагаемой базы.

По данным Министерства культуры РФ, в России есть более 155 000 ОКН, из них порядка 30 000 из них нуждаются в реставрации. Работы по реконструкции ОКН ведутся в регионах не первый год, но их скорость все еще оставляет желать лучшего. ДОМ.PФ с 2016 по 2024 годы в рамках работы по вовлечению в оборот неиспользуемого федерального имущества реализовал на торгах 89 объектов культурного наследия, 13 объектов уже завершено. Стоит отметить, что не всегда инвесторы готовы связываться с ОКН. Это и сложные бюрократические процедуры согласования, и высокая стоимость реконструкционных работ, и сложности приспособления самих объектов. Именно поэтому частным инвесторам нужна поддержка государства, и там, где она есть – появляется результат.

В качестве примера можно привести Калининградскую область. С 2020 года в ней действовала губернаторская программа, по которой предпринимателям предоставлялся беспроцентный заем до 500 млн р на срок до 15 лет на вовлечение в оборот объектов культурного наследия. До ноября 2023 года в программу было вовлечено 18 объектов культурного наследия, было выделено порядка 4 млрд руб. В результате восстановления единичных памятников, граждане начинают больше ценить свою историю, передаваемую через старые здания, а другие собственники начинают пристальнее смотреть на свои объекты, пытаясь в них разглядеть исторические черты. Фактически, возникает эффект кругов на воде, когда один восстановленный объект стимулирует восстановление других.

ОКН – это сложные объекты, часто утратившие свою первоначальную функцию. Поэтому необходимо заниматься не только реставрацией объектов культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, но и адаптацией их для современного использования. Одна из наиболее распространенных форм – устройство гостиницы. Примеров множество.

Из крупных проектов, вспоминается реконструкция и строительство новой туристической инфраструктуры усадьбы Середниково в Химках, где отдыхал российский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Затем усадьбой владела семья Столыпина. В проекте предусмотрены реконструкция 85 номеров в самой усадьбе и строительство 5-звездочного отеля на 140 номеров. Данный проект на 5 млрд.р. профинансирует ДОМ .РФ в рамках своей новой программы, разработанной совместно с Министерством культуры и Всероссийским общество охраны памятников на площадке ПМЭФ-2024

К 2030 году, в соответствии с программой, планируется реставрировать около 1000 ОКН. Программой предусмотрено льготное кредитование через ДОМ.РФ со ставкой в 5%, в рамках постановления Правительства № 141. С учетом роста стоимости заимствований на рынке, программа может быть интересна и крупному девелопменту, особенно тем, кто имеет в своих проектах КРТ объекты культурного наследия.

В 2024 году программа запущена в Забайкальском крае, Новгородской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Самарской, Нижегородской и Тверской областях. По итогам года представители ДОМ.РФ ожидают рост кредитного портфеля по этой программе до 150 млрд рублей.

В заключение отмечу, что если ранее вид заброшенных объектов культурного наследия был привычным для многих россиян, то последние годы ситуация меняется к лучшему. К инвесторам приходит понимание, что ОКН — это инвестиция в уникальное конкурентное преимущество. Ценность объектов будет расти вместе с развитием региона, этому способствует маркетинг территорий и формирующаяся конкуренция за туристов, как между регионами, а так и между локациями внутри региона.