Пресса

Cпрос на винный туризм формируют энологи, виноделы и архитекторы

Cпрос на винный туризм формируют энологи, виноделы и архитекторы

Привлекательное здание винодельни может стать самостоятельной точкой туристического притяжения. Сантьяго Калатрава, Ренцо Пьяно, Норман Фостер, Фрэнк Гери, Заха Хадид и другие зарубежные звезды архитектуры это доказали, да и наши архитекторы работают с винодельнями часто и с удовольствием
Насколько часто сегодня архитекторы получают заказы, связанные с винодельнями, и каково содержание этих заказов — что именно предлагается спроектировать? Действительно ли интересная архитектура способна сама по себе генерить для винодельни дополнительный турпоток? Об этом BFM.ru поговорил с профессионалами архитектурного рынка.

По наблюдениям руководителя проектов консалтингового бюро Atlas Елены Трубиной, запросы со стороны виноделен можно разделить на три крупные категории: точечные (для небольшой интервенции и улучшений уже существующей инфраструктуры или технического запуска нового предприятия), системные (позволяющие оценить инфраструктуру хард и софт целиком и предложить концепцию развития) и комплексные (с учетом аналитики региона и формирования точки притяжения для края, расширения функций с учетом гостинично-рекреационного потенциала, финансовой модели и модели управления местом).
«Само по себе здание винодельни находится на стыке нескольких функций: это прежде всего производственный комплекс, но также и шоурум. Собственники виноградников осознали, что впечатление, которое производит здание, создает добавочную стоимость их основному продукту. Поэтому при проектировании таких зданий огромное внимание уделяется как технологической, так и презентационной частям — архитектура должна работать на бренд. И вот здесь начинается самое интересное», — рассказывает основатель архитектурной мастерской DA Максим Долгов.

Максим Долгов, основатель архитектурной мастерской DA
«Виноделие — это старинный, но высокотехнологичный процесс, поэтому в постройках по возможности стараются подчеркнуть и преемственность, включая в комплексы старые производственные здания, и высокие технологии, подчеркивая современное производство. Винодельня не только производство, но и аттракцион, место развлечения, точка притяжения локального туризма. На территории комплекса не принято оставаться ночевать, в большинстве случаев это отдельно стоящее здание посреди виноградников, место уединенное и обычно весьма живописное: холмы, открытая перспектива и стройные ряды виноградников. Здание винодельни часто само по себе уже является достопримечательностью, за рубежом проектами отметились большинство звездных архитекторов: Сантьяго Калатрава, Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс, Марио Ботта, Норман Фостер, Фрэнк Гери, Заха Хадид, и список можно продолжить. В России также пришло понимание, что здание винодельни — не просто коробка, появились качественные проекты. Наша архитектурная мастерская также занималась разработками концепций виноделен, работа получилась интересная и живописная, мы с удовольствием возьмем в работу еще подобные проекты».

Наверное, тут уместно вспомнить еще и здание винодельни «Скалистый берег» — проект, в 2021 году вошедший в шорт-лист международной премии WAF (World Architecture Festival), которую принято называть «архитектурным «Оскаром», и созданное из стекла и бетона здание «Виноградников Гай-Кодзора» — новую, на сей раз архитектурную достопримечательность долины, и уже упоминавшуюся в прошлый раз винодельню «Шато де Талю», фотографии главного здания которой украшают едва ли не каждую энотуристическую публикацию.